UZ EN RU

Круг

Круговорот жизни. Мир
Круг, обозначающий небо, вечность, вселенную, символизирует идею единства, бесконечности, совершенства, высшего совершенства. Окружность ограничивает бесконечное пространство внутри, но круговое движение, составляющее это пространство, бесконечно. Во многих традициях в качестве графического изображения круга подразумевается круговое пространство или его (более или менее) объективные варианты – яйцо, черепаха, диск и т. д., окруженное беспорядком.
«А ты слыхала про тибетское колесо Сансары? Оно постоянно вращается, и все наши чувства и ценности оказываются то внизу, то наверху. То сверкают на солнце, то утопают во тьме».
Харуки Мураками
Постоянство памяти
1931
Сальвадор Дали. Испания
(1904-1989)
Холст, масло, 24.1х33 см
© Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМа), США
«Текучие часы» Сальвадора Дали – символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Все течет, все меняется.
Супрематизм
1917
Иван Клюн
(1873-1943)
Картон, масло, 38.5х48.5
© Государственный музей искусств Узбекистана
Неправильные геометрические формы – это взгляд изнутри. Цветовая и геометрическая структура предполагает модель мироздания. Воображаемый круг обозначает небо, вечность, вселенную. На поверхности круга вписаны другие простейшие фигуры – треугольник, прямоугольник, квадрат.
Цветоконструкция
1919
Георгий Стенберг
(1900-1933)
Дерево, масло, 29х69 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
От нуля до завершенности. На картине изображена швейная машинка, которая начинает работать при первом обороте колеса и игла начинает движение вверх-вниз при этом рассекает цветовые и геометрические сферы. Колесо постоянно вращается, и все наши чувства и ценности оказываются то внизу, то наверху. Так ткется ткань бытия.
Белое и черное на красном
1990
Машуд Тохтаев
(1946-2004)
Холст, масло, 100x80 см
© Собрание Национальной галереи изобразительных искусств Узбекистана (НБУ)
«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти – насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»
Эпикур Самосский

Белое и черное. Два полюса – два начала – свет и тьма. Белое совершенно и черное совершенно и имеют одинаковый цвет крови. Тюбетейка – высшая точка человека, символ разума, концентрации на определенной идеи.
Похищение тюбетейки
2017
Гайрат Ибрагимов
(1980 г.р.)
Холст, масло, 141X100 cм
Авторская коллекция
«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху»
Апории Зенона, «Ахиллес и черепаха»

«Похищение тюбетейки» двумя девушками на панцире черепахи – это передвижение и постепенное развитие характеристик и свойств традиций в постоянстве времени.