UZ EN RU

Крест

Понятие жизни и смерти
«Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало. Крест является одним из самых древних человеческих символов и был частью многих религий. CC крестом связывается идея процветания, удачи. Вместе с тем крест соотнесён и с образом мучения и смерти. В этом контексте я выбрала пять работ, чтобы исследовать, как разные художники интерпретируют символику Креста через смысл жизни и смерти», – объясняет художественный куратор выставки Шахноза Каримбабаева.
«Душа вселенной – истина: то бог. А мир есть тело, А чувства тела – ангелы, верны душе всецело, А члены тела – вещества, стихии, элементы. Единство мира таково, я утверждаю смело.»
Абу Али Хусейн ибн Сина, Авиценна
Офелия
1851–1852
Сэр Джон Эверетт Милле
Англия, (1829–1896)
Холст, масло, 76x112 см
© Британская галерея Тейт, Великобритания
В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Короткое мгновение между жизнью и смертью. Недавно угасшая жизнь Офелии контрастирует с пышностью, которая ее окружает и в тоже время каждый цветок, изображенный на картине, несет свою символическую нагрузку.
Малярия
1919
Оганес Татевосян
(1889-1974)
Картон, масло, 73х44 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
«Вирусы, брат– такая штука… Они постоянно балансируют на грани живого и неживого. Природа их тоже непонятна, есть даже гипотеза, что это просто мутировавшие гены внутри человеческих клеток. Но где, когда они появились, совершенно неизвестно. Ясно одно – к рождению и развитию жизни они имеют самое непосредственное отношение».
Кодзи Судзуки
Физическое и моральное разложение человека. Мухи – напоминание о бренности жизни, о смерти, нехорошее знамение пред неминуемой смертью. В тоже время солнце говорит о надежде выздоровления и возрождения.
Весенний день
1937
Николай Карахан
(1900 - 1970)
Холст, масло, 66.5х44.2 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
Люди отмечают весенний праздник Навруз. Праздник природы и плодородия, связанный с верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Река Чирчик с высоты птичьего полета
2012-2013
Баят Мухтаров
(1946 - 2015)
Древесина, алюминий, стекло, каменная крошка
Диаметр – 73 см
Частная коллекция Сухроба Назимова
«Мне часто приходилось наблюдать любопытный феномен: чтобы полюбить какое-то место, нужно взглянуть на него с высоты. Наверное, именно потому люди и воображают, что Бог сидит в небесах, иначе как бы у него получалось любить нас?»
Амели Нотомб

Взгляд с птичьего полета. Как под микроскопом, рассматриваем самое ценное в жизни.
Появление
2018
Джахонгир Бобокулов
(1996 г.р.)
Двусторонняя картина, акрил, ткань, 244x154 см
Авторская коллекция
«Говорят, что во всех нас заложены ростки того, что мы когда-нибудь сделаем в жизни, но мне всегда казалось, что у тех, кто умеет шутить, ростки эти прикрыты лучшей почвой и более щедро удобрены.»
Эрнест Хемингуэй

Рождение человека. Природа дает нам образец предварительного оформления ее произведений. Не единого мазка, проявление силуэта эмбриона из молекул красок и холста.