UZ EN RU

Октаграмма

Материальное и духовное
«Октаграмма – восьмиконечная звезда, была интерпретирована различными культурами на протяжении всей истории человечества, как духовного и материального мира. Октаграмма позволяет нам раскрыть глаза и посмотреть глубже – за пределы материального пространства и подумать о душевных ценностях. В этом контексте я выбрала пять работ, которые надеюсь объясняют, как художники интерпретируют символизм октаграммы через значение материальности и духовности», – объясняет Шахноза Каримбабаева, художественный куратор выставки.
«Есть лишь одна проблема – одна единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы...»
Антуан де Сент-Экзюпери
Спасательная лестница
1940
Хуан Миро
Испания, (1893-1983)
Бумага, чернила, акварель, 0.357x0.433 см
Государственный музей современного искусства (Центр Жоржа Помпиду), Париж, Франция
© Successio Miró / ADAGP, Centre Pompidou
«Работы должны быть задуманы с огнём в душе, но выполнены с клинической прохладой».
Хуан Миро

«Спасательная лестница» создана в период начала Второй мировой войны, а изображенная на ней лестница, в дальнейшем, часто используется художником в метафоричном смысле и переносит картины в другую плоскость, далекую от мирского реализма. Спасательная лестница, возможно, нужна для обеспечения пути художнику и зрителю от войны, геноцида и жестокости. Это самая известная работа из серии «Созвездия».
Чайхана
1920
Александр Волков
(1886-1957)
Холст, масло, 66х98 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
«Жизнь меняется, а мы все – перепелка, чайхана, караван... Надо искать новые формы»
Александр Волков

Традиционная чайхана – культ жизни в Туркестане. В укрытом от зноя месте стояли несколько топчанов, где посетители ели или просто пили чай и собирались для общения. Здесь можно было услышать последние новости, обсудить их с друзьями и знакомыми. Это привело к тому, что чайхана стала в махаллях культурным и общественным центром.
В парикмахерской
Натта Конышева
(1935 г.р.)
Холст, масло, 59.7х80 см
© Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
«Почти всегда живущие во сне и бредущие с закрытыми глазами, мы подозреваем, однако, что нам недостаточно соблюдать и поддерживать внешние пропорции, но чувствуем потребность к более глубинной красоте, что придает прелесть каждому жесту и поступку, каждому слову, чувству, каждой мысли».
Делия Стейнберг Гусман

Салон красоты – место, где материальное существует в материальном. Поклонение к потребительству и к внешним факторам бытия.
Чувственная
1992
Бобур Мухамедов
(1965 г.р.)
Холст, масло, 129x105 см
Авторская коллекция
Люди уходят в материальные блага и становятся монстрами. Получение прибыли, максимизация дохода и полезности – это целевая установка современного человека. Петроглифы – изображение примитивного общества Способ жизни первобытных людей – охота.
Влюбленный дервиш
1994
Джамол Усманов
(1961 г.р.)
Холст, масло, 70x70 см
© Собрание Национальной галереи изобразительных искусств Узбекистана (НБУ)
«Привязанность к вещам и комфорту – главная помеха для интересной жизни. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.»
Карлос Кастанеда

Путешествие дервиша, предполагающее восприятие, познание чего-то нового. Дервиш худощав, но бодр и спокоен. Духовная пища и божья благодать насыщают его лучше, чем обычные земные яства. Дервиш беседует с Миром. Мир беседует с ним. Мозаика огромного мира в отражении маленькой лужице.