UZ EN RU

Квадрат

Единство и антагонизм
«Квадрат – четырехугольник обозначает единство и антагонизм, стабильность и упорядоченность. Квадрат является символом земной материи и реальности. Так, городскую площадь можно рассматривать как символ цивилизации, единства, справедливости, интеллекта и знаний. Однако сама природа квадрата, может говорить и об антагонизме, стагнации и тупике. Следовательно, этот символ ставит нам вопросы – насколько мы толерантны и человечны в обществе и в личной жизни? В этом контексте я приглашаю Вас исследовать, как художники интерпретируют символику квадрата через концепцию единства и антагонизма – Шахноза Каримбабаева, художественный куратор выставки «Связи: 12 символов и значений».
«Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных».
Пит Мондриан
Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим
1921
Пит Мондриан,
Нидерланды, (1872-1944)
Холст, масло, 59.5 × 59.5 см
© Муниципальный музей Гааги, Нидерланды
Kunstmuseum Den Haag
Мондриан поставил перед собой задачу осмысления и воплощения «мировой души», мечтая с помощью живописи сформировать общество нового типа. Композиция должна была строиться по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония.
Праздник весны в парке
1974
Самуил Рубашкин
(1906-1975)
Холст, масло, 89x122 см
© Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Произведение «Праздник весны в парке» посвящено известной выставке советского авангарда, получившей название «бульдозерная». В 1974 году художники-авангардисты, или нон-конформисты, попытались устроить свою первую выставку на пустыре у станции метро «Беляево» в Москве. Но выставку, под видом проведения субботника, разогнали бульдозерами по указанию властей. Художник был свидетелем разгона и посвятил этому событию произведение «Картинки с выставки». В левом нижнем углу художник изобразил себя с зонтиком. И.В.Савицкий купил полотно, но поменял название, чтобы беспрепятственно оформить покупку.
Под порталом Шердора
1916
Оганес Татевосян
(1889-1974)
Картон, масло, 70x51 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
На первом плане картины можно увидеть квадратное зеркало брадобрея, сидящего под порталом Шердора, ассоциирующееся с ноутбуком, который представляет портал информационного пространства. Медресе Шердор находится в Регистане. Здесь обучались наукам, религии и искусству. Фрагмент архитектурного комплекса Шердор, его структура – кладка, декор (изразцы) все построено из квадратных элементов.
Чек-Шура на складках ферганского чапана 1968 (детские впечатления)
2020
Вячеслав Усеинов
(1962 г.р.)
Техника плетения «Чий», акрил, синтетика и шерсть, 160x180 см
Техническое выполнение чия мастера по текстилю Петросовой Нины
Авторская коллекция
Многие города в среднеазиатских ханствах были окружены пригородными садами, которые создавались по особому плану – Чорбог. Они были разбиты по тщательно проработанным проектам, с применением сложных геометрических и математических расчетов. Каждый имел свои неповторимые особенности, но их единил стиль «чорбог», который соединял четыре стороны света и четыре стихии. Все они имели форму квадрата или прямоугольника. Форму квадрата до сих имеют посевные поля, через которые проходит основной источник жизни – артерия воды.
Диптих
2020
Ёкуб Бекназаров
(1994 г.р.)
Холст, акрил, 180х90 см
Авторская коллекция
«Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».
Алишер Навои

В мире все рождается, растет, развивается и затем уходит в бездну. Орнамент ислими, построенного на соединении вьюнка и спирали воплощает идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега, которому суждено уйти в черное пространство бренности. Матрица человечества.