UZ EN RU

Круг

Круговорот жизни. Мир
Круг, обозначающий небо, вечность, вселенную, символизирует идею единства, бесконечности, совершенства, высшего совершенства. Окружность ограничивает бесконечное пространство внутри, но круговое движение, составляющее это пространство, бесконечно. Во многих традициях в качестве графического изображения круга подразумевается круговое пространство или его (более или менее) объективные варианты – яйцо, черепаха, диск и т. д., окруженное беспорядком.
«А ты слыхала про тибетское колесо Сансары? Оно постоянно вращается, и все наши чувства и ценности оказываются то внизу, то наверху. То сверкают на солнце, то утопают во тьме».
Харуки Мураками
Постоянство памяти
1931
Сальвадор Дали. Испания
(1904-1989)
Холст, масло, 24.1х33 см
© Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМа), США
«Текучие часы» Сальвадора Дали – символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Все течет, все меняется.
Супрематизм
1917
Иван Клюн
(1873-1943)
Картон, масло, 38.5х48.5
© Государственный музей искусств Узбекистана
Неправильные геометрические формы – это взгляд изнутри. Цветовая и геометрическая структура предполагает модель мироздания. Воображаемый круг обозначает небо, вечность, вселенную. На поверхности круга вписаны другие простейшие фигуры – треугольник, прямоугольник, квадрат.
Цветоконструкция
1919
Георгий Стенберг
(1900-1933)
Дерево, масло, 29х69 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
От нуля до завершенности. На картине изображена швейная машинка, которая начинает работать при первом обороте колеса и игла начинает движение вверх-вниз при этом рассекает цветовые и геометрические сферы. Колесо постоянно вращается, и все наши чувства и ценности оказываются то внизу, то наверху. Так ткется ткань бытия.
Белое и черное на красном
1990
Машуд Тохтаев
(1946-2004)
Холст, масло, 100x80 см
© Собрание Национальной галереи изобразительных искусств Узбекистана (НБУ)
«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти – насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»
Эпикур Самосский

Белое и черное. Два полюса – два начала – свет и тьма. Белое совершенно и черное совершенно и имеют одинаковый цвет крови. Тюбетейка – высшая точка человека, символ разума, концентрации на определенной идеи.
Похищение тюбетейки
2017
Гайрат Ибрагимов
(1980 г.р.)
Холст, масло, 141X100 cм
Авторская коллекция
«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху»
Апории Зенона, «Ахиллес и черепаха»

«Похищение тюбетейки» двумя девушками на панцире черепахи – это передвижение и постепенное развитие характеристик и свойств традиций в постоянстве времени.

UZ EN RU

Circle

Meaning of the Cycle of Life and the World
The circle represents heaven, eternity, and the universe. It symbolizes the idea of unity, infinity, perfection, and utmost perfection. A circle limits an infinite space within, but the circular motion that makes up this space is infinite. In many traditions, a circular space or its (more or less) objective variations – an egg, a turtle, a disk, etc. – is meant as a graphic representation of a circle, surrounded by disorder.
“Have you heard about the Tibetan wheel of Sansara? It constantly rotates, and all our feelings and values are either below or above. They sparkle in the sun, then drown in darkness.”
Kharuki Murakami
The Persistence of Memory
1931
Salvador Dali. Spain
(1904-1989)
Oil on canvas, 24.1x33 cm
© New York Museum of Modern Art (MoMa), USA
“Melting Clocks” by Salvador Dali is a symbol of nonlinear, subjective time, arbitrarily flowing and unevenly filling the space. Everything flows, everything changes.
Suprematism
1917
Ivan Klyun
(1873-1943)
Oil on cardboard, 38.5х48.5
© The State Museum of Arts of Uzbekistan
Irregular geometric shapes are an inside look. The colour and geometric structures suggest a model of the universe. An imaginary circle denotes heaven, eternity, the universe. Other simple shapes are inscribed on the surface of the circle: a triangle, a rectangle, a square.
Colour Design
1919
Georgii Stenberg
(1900-1933)
Oil on wood, 29х69 cm
© The State Museum of Arts of Uzbekistan
From zero to completeness. The painting depicts a sewing machine. It starts working with the first turn of the wheel and the needle begins moving up and down while dissecting the colour and geometric spheres. The wheel rotates constantly, and all our feelings and values are up and down. That is how the fabric of existence is weaved.
White and black on red
1990
Mashud Tokhtaev
(b. 1946-2004)
Oil on canvas, 100x80 cm
© Collection of the National Gallery of Fine Arts of Uzbekistan (NBU)
White and black on red “Belief in immortality was born out of the thirst of greedy people recklessly taking advantage of the time that nature had given them. The wise will find this time sufficient to go around the whole range of attainable pleasures, and when the time comes for death – the satisfied move away from the table to make room for other guests. For the wise, one human life is enough, and a fool will not know what to do with eternity.”
Epicurus Samos

White and black. Two poles – two beginnings – the light and the darkness. The white is perfect and the black is perfect, and both have the same colour of blood. A skullcap is the highest point of a man, a symbol of reason, concentration of a certain idea.
Steeling of a Skullcap
2017
Gairat Ibragimov
(b. 1980)
Oil on canvas, 141X100 cm
Collection of the author
“Let’s assume that Achilles runs ten times faster than a turtle, and is a thousand steps behind the turtle. While Achilles is running the distance between them, the turtle crawls a hundred steps in the same direction. When Achilles runs a hundred steps, the turtle crawls ten steps more, and so on. The process will continue forever and ever, Achilles will never reach the turtle.”
Aporia of Zeno, “Achilles and the Turtle”

“Steeling of a skullcap” by two girls on the turtle shell is the movement and gradual development of characteristics and features of traditions in the constancy of time.