UZ EN RU

Квадрат

Единство и антагонизм
«Квадрат – четырехугольник обозначает единство и антагонизм, стабильность и упорядоченность. Квадрат является символом земной материи и реальности. Так, городскую площадь можно рассматривать как символ цивилизации, единства, справедливости, интеллекта и знаний. Однако сама природа квадрата, может говорить и об антагонизме, стагнации и тупике. Следовательно, этот символ ставит нам вопросы – насколько мы толерантны и человечны в обществе и в личной жизни? В этом контексте я приглашаю Вас исследовать, как художники интерпретируют символику квадрата через концепцию единства и антагонизма – Шахноза Каримбабаева, художественный куратор выставки «Связи: 12 символов и значений».
«Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных».
Пит Мондриан
Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим
1921
Пит Мондриан,
Нидерланды, (1872-1944)
Холст, масло, 59.5 × 59.5 см
© Муниципальный музей Гааги, Нидерланды
Kunstmuseum Den Haag
Мондриан поставил перед собой задачу осмысления и воплощения «мировой души», мечтая с помощью живописи сформировать общество нового типа. Композиция должна была строиться по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония.
Праздник весны в парке
1974
Самуил Рубашкин
(1906-1975)
Холст, масло, 89x122 см
© Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Произведение «Праздник весны в парке» посвящено известной выставке советского авангарда, получившей название «бульдозерная». В 1974 году художники-авангардисты, или нон-конформисты, попытались устроить свою первую выставку на пустыре у станции метро «Беляево» в Москве. Но выставку, под видом проведения субботника, разогнали бульдозерами по указанию властей. Художник был свидетелем разгона и посвятил этому событию произведение «Картинки с выставки». В левом нижнем углу художник изобразил себя с зонтиком. И.В.Савицкий купил полотно, но поменял название, чтобы беспрепятственно оформить покупку.
Под порталом Шердора
1916
Оганес Татевосян
(1889-1974)
Картон, масло, 70x51 см
© Государственный музей искусств Узбекистана
На первом плане картины можно увидеть квадратное зеркало брадобрея, сидящего под порталом Шердора, ассоциирующееся с ноутбуком, который представляет портал информационного пространства. Медресе Шердор находится в Регистане. Здесь обучались наукам, религии и искусству. Фрагмент архитектурного комплекса Шердор, его структура – кладка, декор (изразцы) все построено из квадратных элементов.
Чек-Шура на складках ферганского чапана 1968 (детские впечатления)
2020
Вячеслав Усеинов
(1962 г.р.)
Техника плетения «Чий», акрил, синтетика и шерсть, 160x180 см
Техническое выполнение чия мастера по текстилю Петросовой Нины
Авторская коллекция
Многие города в среднеазиатских ханствах были окружены пригородными садами, которые создавались по особому плану – Чорбог. Они были разбиты по тщательно проработанным проектам, с применением сложных геометрических и математических расчетов. Каждый имел свои неповторимые особенности, но их единил стиль «чорбог», который соединял четыре стороны света и четыре стихии. Все они имели форму квадрата или прямоугольника. Форму квадрата до сих имеют посевные поля, через которые проходит основной источник жизни – артерия воды.
Диптих
2020
Ёкуб Бекназаров
(1994 г.р.)
Холст, акрил, 180х90 см
Авторская коллекция
«Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».
Алишер Навои

В мире все рождается, растет, развивается и затем уходит в бездну. Орнамент ислими, построенного на соединении вьюнка и спирали воплощает идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега, которому суждено уйти в черное пространство бренности. Матрица человечества.

UZ EN RU

Square

Meaning of Unity and Antagonism
“The square, with its four corners represents both unity and antagonism, stability and order. The square is a symbol of the earthly matter and reality. For example, a city square can be seen as a symbol of civilization, unity, justice, knowledge and intelligence. However, the very nature of the square, speaks about antagonism, stagnation, and dead end. Therefore, the symbol of the square poses the questions to us – how tolerant and humane we are in our life and in our society? In this context I invite you to explore how different artists interpret the symbolism of the square through the concept of unity and antagonism,” explains Shakhnoza Karimbabaeva, Art Curator of the exhibition “Connections: 12 Symbols and Meanings”.
“Neoplasticism asserts justice, because the equality of plastic tools in a composition shows that everyone can be equal among equals.”
Piet Mondrian
Composition with Large Red Plane, Yellow, Black, Gray, and Blue
1921
Piet Mondrian
Netherlands, (1872-1944)
Oil on canvas, 59.5×59.5 cm
© Kunstmuseum Den Haag
Mondrian set himself a task of comprehending and embodying the “world soul”, dreaming with the help of painting to form a new type of society. The composition was to be built on the principle of contrast, from which balance and harmony are born.
Spring festival in the park
1974
Samuel Rubashkin
(1906-1975)
Oil on canvas, 89x122 cm
© The State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan named after I.V. Savitsky
The work “Spring Festival in the park” is dedicated to the famous exhibition of the Soviet vanguard called “Bulldozer”. In 1974, the avant-gardist / non-conformist artists tried to organize their first exhibition on the open field near the “Beliaevo” metro station in Moscow. However, the authorities dispersed the exhibition with bulldozers under the guise of Subbotnik. The artist witnessed the dispersal and dedicated his work “Paintings from the Exhibition” to that event. In the left corner below, the artist depicted himself with an umbrella. I.V.Savitskiy bought the canvas, though changed the title to arrange the purchase easily.
Under the Sherdor Portal
1916
Oganes Tatevosyan
(1889-1974)
Oil on cardboard, 70x51 cm
© The State Museum of Arts of Uzbekistan
In the foreground of the painting, one can see a square mirror of a barber, sitting under the portal of Sherdor. The mirror is associated with a notebook that represents the portal of information space. Sherdor is a Madrasa located in Registan square, where sciences, religion and art were taught. The complex architectural fragments of Sherdor, its structure – brickwork, décor (tiles) – everything is built with square elements.
Check-Shura on the Folds of the Fergana Chapan. 1968 (childhood impressions)
2020
Vyacheslav Useinov
(b. 1962)
“Chiy” weaving technique, acrylic, synthetics and wool, 160x180 cm
Technical execution of the Chiy technique on textile by master weaver Nina Petrosova
Collection of the author
Many towns in Central Asian Khanates were surrounded by suburb gardens that were created according to the special plan called “Chorbog”. They were built according to thoroughly developed projects, using sophisticated geometric and mathematical calculations. Each garden had its distinctive features; however, they were unified by the common style “Chorbog”, which connected the four cardinal points and the four elements. All of them had a shape of a square or a rectangle. To this day, the shape of the square is applied on crop fields, across which the main source of life, the water flow, undergoes.
Diptych
2020
Yakub Beknazarov
(b. 1994)
Acrylic on canvas, 180х90 cm
Collection on the author
“To go through the world and keep being imperfect – is– the same as to come out of the bath unwashed”.
Alisher Navoiy

Everything is born; everything grows, develops and then goes away into the abyss. The Islimi ornament, built on a combination of a Convolvulus and a spiral, embodies the idea of a continuously developing flowering, deciduous shoot, which is destined to go into the black space of mortality. The matrix of humanity.